МОУ «СШ №3 им.Я.И.Чапичева» г. Джанкой
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа №3 имени Героя Советского Союза Я.И.Чапичева»
Автор: Деревянченко М.А.
В данной статье рассматривается формы организации сетевого взаимодействия образовательных организаций. На сегодняшний день образование РФ остро нуждается в создании новой информационно-образовательной среды, которая будет ориентирована на самостоятельную учебную деятельность старшеклассников за счет использования сетевого взаимодействия различных образовательных организаций.
Одной из важнейших задач модернизации общего среднего образования является разностороннее развитие обучаемых, их способностей, знаний, умений и навыков. Вторая по важности — формирование у молодежи готовности и способностей быстро адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Дифференциация и индивидуализация содержания основного образования невозможна без решения вышеперечисленных задач. Большая вариативность организационных форм, содержания методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся очень важна на всех этапах образовательного процесса, но особенно актуальна она при освоении последней ступени школьного образования(10-11 класс). Именно поэтому сейчас и ставится задача введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
Введение профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы является одним из важнейших направлений модернизации российского школьного образования, целью которого выступает формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои права и обязанности, свои потенциальные возможности для реализации выбранного жизненного пути.
Переход к профильному обучению, преследует, как указывается в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», принятой Минобразования РФ, следующие основные цели:
создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ, так называемых индивидуальных образовательных маршрутов(ИОМ);
способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным группам обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
расширить возможности углубленного изучения отдельных учебных предметов;
обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к поступлению в вузы и освоению программ высшего профессионального образования [1].
Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по обществознанию представляет комплекс знаний по истории, экономике и праву, минимально необходимый современному гражданину России. Профильный уровень по обществознанию включает в себя следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика, право.
Профильное обучение влечет за собой неизбежное увеличение части самообразования в образовательном процессе. Станет актуальной задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся. При этом подразумевается существенное возрастание объемов самостоятельной учебной работы школьников на занятиях(уроках, лекциях,семинарах). В этих условиях существенно увеличится роль средств обучения, особый статус появится у средств дистанционного обучения, информационно- телекоммуникационных технологий обучения. Фактически надо говорить о необходимости формирования новой информационно-образовательной среды, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих и интеллектуальных способностей обучаемых.
Исходя из статистического исследования, проведенного Институтом содержания и методов образования РАО исследования (проанализированы учебные планы 266 образовательных учреждений) только 9% школ включили в свои учебные планы все три составляющих школьного компонента: элективные курсы, учебные проекты, практики и исследовательскую деятельность, 39% ограничились элективными курсами и практиками и 31% используют лишь элективные курсы. Доля часов, отводимых учебными планами на освоение элективных курсов, как правило, совсем невелика: в лучшем случае 15-18%, а в основном — 9-11%. У обучающихся нередко практически отсутствует выбор элективных курсов. Только около 40% школ создали реальные возможности для выбора элективов. В отдельных случаях элективные курсы были заменены базовыми учебными предметами в расширенном объеме [2].
Все вышеперечисленные факты говорят о том, школа, какими бы ресурсами она не обладала (соответствующими кадровыми ресурсами, материально – технической базой, учебно-методическим обеспечением), не способна в полной мере реализовать профильное обучение в традиционных формах организации учебного процесса. Именно здесь остро встает вопрос о сетевом взаимодействии различных образовательных организаций(школ, СУЗов, ВУЗ ов) , об объединении их ресурсов и образовательного потенциала в Сеть.
Сеть – это совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления. Отличительной чертой сети является особый тип взаимодействия разных типов и видов учреждений.
При этом наиболее перспективным направлением реализации сетевого взаимодействия представляется использование возможностей дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Введение профильного обучения – предпосылка использования сетевой организации образовательного процесса, перехода к новым формам обучения. При организации профильного обучения сетевое взаимодействие образовательных учреждений представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.
При этом сетевое взаимодействие основано на равном положении учреждений в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных и вертикальных связей.
Образовательная сеть может строиться в двух основных вариантах. Первый связан с интеграцией нескольких школ вокруг одной из них, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, которая для остальных школ будет выполнять роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме изучение базовых общеобразовательных предметов и ту часть вариативного содержания обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую она в состоянии реализовать с учетом своих возможностей. Остальную часть профильной подготовки реализует «ресурсный центр». Ресурсные центры дистанционного обучения аккумулируют вокруг себя различные образовательные учреждения и организации.
При этом они могут функционировать как для сформированных профильных классов, так и в условиях организации учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов учащихся при организации сетевого взаимодействия.
Второй вариант основан на использовании отдельной школой образовательных ресурсов учреждений общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах, Есть все основания предполагать, что в этих условиях значительная часть учащихся на старшей ступени школы начинают получать образовательные услуги в более чем одном образовательном учреждении [2].
Таким образом, в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций профильное обучение обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, в том числе центров дистанционного обучения.
Создание образовательной сети, объединения образовательных ресурсов различных образовательных учреждений позволит старшеклассникам одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений дополнительного, довузовского образования, что обеспечит более полную реализацию их интересов и познавательных потребностей. Учреждения и преподаватели системы дополнительного образования могут стать важным компонентом образовательных сетей, реализующим профильные и особенно элективные курсы, учебные проекты. Это позволит существенно расширить спектр таких курсов и новых форм образовательного процесса, повысить качество и эффективность общего образования. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений проявляется в таких формах организации обучения как дистанционные курсы, сетевые элективные курсы; сетевые тематические семинары, видеоконференции, научно-исследовательские проекты; сетевые олимпиады, конкурсы, викторины, марафоны [3,4,5].
Таким образом, сетевое взаимодействие — это новая форма образовательных отношений в образовательном процессе, обладает внутренним и внешним потенциалом развития, обеспечивающим саморазвитие личности обучаемого. Организационная структура представляется как совокупность образовательных организаций разных типов, имеющих общую цель, ресурсы для ее достижения, единый центр
Список использованных источников:
1.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783.
2.Гаврилин А.В., Шалыгина О.В. Аналитический обзор существующих моделей профильного обучения при сетевом взаимодействии образовательных учреждений.
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённых приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312» от 01.02.2012
Приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 18.07.2002 г. № 2783, главной идеей которой является двухуровневый (базовый и профильный) стандарт изучения предметов
ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРИЕМУ УЧАЩИХСЯ В 10 КЛАСС (будет формироваться после получения аттестата об основном общем образовании)
универсальный профиль ( непрофильное обучение)
в 2024/2025 учебном году
Колличество мест в 10- А классе — 25
МОУ «СШ №3 им.Я.И.Чапичева» г. Джанкой
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа №3 имени Героя Советского Союза Я.И.Чапичева»
Автор: Деревянченко М.А.
В данной статье рассматривается формы организации сетевого взаимодействия образовательных организаций. На сегодняшний день образование РФ остро нуждается в создании новой информационно-образовательной среды, которая будет ориентирована на самостоятельную учебную деятельность старшеклассников за счет использования сетевого взаимодействия различных образовательных организаций.
Одной из важнейших задач модернизации общего среднего образования является разностороннее развитие обучаемых, их способностей, знаний, умений и навыков. Вторая по важности — формирование у молодежи готовности и способностей быстро адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Дифференциация и индивидуализация содержания основного образования невозможна без решения вышеперечисленных задач. Большая вариативность организационных форм, содержания методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся очень важна на всех этапах образовательного процесса, но особенно актуальна она при освоении последней ступени школьного образования(10-11 класс). Именно поэтому сейчас и ставится задача введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
Введение профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы является одним из важнейших направлений модернизации российского школьного образования, целью которого выступает формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои права и обязанности, свои потенциальные возможности для реализации выбранного жизненного пути.
Переход к профильному обучению, преследует, как указывается в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», принятой Минобразования РФ, следующие основные цели:
создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ, так называемых индивидуальных образовательных маршрутов(ИОМ);
способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным группам обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
расширить возможности углубленного изучения отдельных учебных предметов;
обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к поступлению в вузы и освоению программ высшего профессионального образования [1].
Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по обществознанию представляет комплекс знаний по истории, экономике и праву, минимально необходимый современному гражданину России. Профильный уровень по обществознанию включает в себя следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика, право.
Профильное обучение влечет за собой неизбежное увеличение части самообразования в образовательном процессе. Станет актуальной задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся. При этом подразумевается существенное возрастание объемов самостоятельной учебной работы школьников на занятиях(уроках, лекциях,семинарах). В этих условиях существенно увеличится роль средств обучения, особый статус появится у средств дистанционного обучения, информационно- телекоммуникационных технологий обучения. Фактически надо говорить о необходимости формирования новой информационно-образовательной среды, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих и интеллектуальных способностей обучаемых.
Исходя из статистического исследования, проведенного Институтом содержания и методов образования РАО исследования (проанализированы учебные планы 266 образовательных учреждений) только 9% школ включили в свои учебные планы все три составляющих школьного компонента: элективные курсы, учебные проекты, практики и исследовательскую деятельность, 39% ограничились элективными курсами и практиками и 31% используют лишь элективные курсы. Доля часов, отводимых учебными планами на освоение элективных курсов, как правило, совсем невелика: в лучшем случае 15-18%, а в основном — 9-11%. У обучающихся нередко практически отсутствует выбор элективных курсов. Только около 40% школ создали реальные возможности для выбора элективов. В отдельных случаях элективные курсы были заменены базовыми учебными предметами в расширенном объеме [2].
Все вышеперечисленные факты говорят о том, школа, какими бы ресурсами она не обладала (соответствующими кадровыми ресурсами, материально – технической базой, учебно-методическим обеспечением), не способна в полной мере реализовать профильное обучение в традиционных формах организации учебного процесса. Именно здесь остро встает вопрос о сетевом взаимодействии различных образовательных организаций(школ, СУЗов, ВУЗ ов) , об объединении их ресурсов и образовательного потенциала в Сеть.
Сеть – это совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления. Отличительной чертой сети является особый тип взаимодействия разных типов и видов учреждений.
При этом наиболее перспективным направлением реализации сетевого взаимодействия представляется использование возможностей дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Введение профильного обучения – предпосылка использования сетевой организации образовательного процесса, перехода к новым формам обучения. При организации профильного обучения сетевое взаимодействие образовательных учреждений представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.
При этом сетевое взаимодействие основано на равном положении учреждений в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных и вертикальных связей.
Образовательная сеть может строиться в двух основных вариантах. Первый связан с интеграцией нескольких школ вокруг одной из них, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, которая для остальных школ будет выполнять роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме изучение базовых общеобразовательных предметов и ту часть вариативного содержания обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую она в состоянии реализовать с учетом своих возможностей. Остальную часть профильной подготовки реализует «ресурсный центр». Ресурсные центры дистанционного обучения аккумулируют вокруг себя различные образовательные учреждения и организации.
При этом они могут функционировать как для сформированных профильных классов, так и в условиях организации учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов учащихся при организации сетевого взаимодействия.
Второй вариант основан на использовании отдельной школой образовательных ресурсов учреждений общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах, Есть все основания предполагать, что в этих условиях значительная часть учащихся на старшей ступени школы начинают получать образовательные услуги в более чем одном образовательном учреждении [2].
Таким образом, в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций профильное обучение обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, в том числе центров дистанционного обучения.
Создание образовательной сети, объединения образовательных ресурсов различных образовательных учреждений позволит старшеклассникам одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений дополнительного, довузовского образования, что обеспечит более полную реализацию их интересов и познавательных потребностей. Учреждения и преподаватели системы дополнительного образования могут стать важным компонентом образовательных сетей, реализующим профильные и особенно элективные курсы, учебные проекты. Это позволит существенно расширить спектр таких курсов и новых форм образовательного процесса, повысить качество и эффективность общего образования. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений проявляется в таких формах организации обучения как дистанционные курсы, сетевые элективные курсы; сетевые тематические семинары, видеоконференции, научно-исследовательские проекты; сетевые олимпиады, конкурсы, викторины, марафоны [3,4,5].
Таким образом, сетевое взаимодействие — это новая форма образовательных отношений в образовательном процессе, обладает внутренним и внешним потенциалом развития, обеспечивающим саморазвитие личности обучаемого. Организационная структура представляется как совокупность образовательных организаций разных типов, имеющих общую цель, ресурсы для ее достижения, единый центр
Список использованных источников:
1.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783.
2.Гаврилин А.В., Шалыгина О.В. Аналитический обзор существующих моделей профильного обучения при сетевом взаимодействии образовательных учреждений.
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённых приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312» от 01.02.2012
Приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 18.07.2002 г. № 2783, главной идеей которой является двухуровневый (базовый и профильный) стандарт изучения предметов
ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРИЕМУ УЧАЩИХСЯ В 10 КЛАСС (будет формироваться после получения аттестата об основном общем образовании)
универсальный профиль ( непрофильное обучение)
в 2024/2025 учебном году
Колличество мест в 10- А классе — 25